Какую литературу вы читаете?
Поиск по сайту: |
Погода Слуцк | |
Информация сайта pogoda.by |
Зачем в библиотеке мониторинг? Во-первых, его результаты помогут более плодотворно и интересно провести мероприятия. Во-вторых, с помощью таких исследований мы имеем шанс узнать что-то новое о мире, в котором мы живем, о других людях, о самих себе. А это не только полезно, но и интересно.
Какую литературу вы читаете?
Ещё в позапрошлом веке великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Чтение само по себе ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса». Эти слова стали негласной установкой в работе нашей библиотеки по руководству чтением детей города Слуцка.
Какие же они - наши читатели? Чем интересуются? Чем живут? Что и как читают? И как помочь им не затеряться в многообразии печатной продукции? Как дать им то, что действительно нужно не только в практическом, но и в духовном плане? Мы решили узнать, насколько остро эта проблема стоит в городе Слуцке, и провели социологическое исследование «Юный читатель нашего города в контексте времени».
Объект проделанной работы - детское чтение в целом.
Предмет - чтение юных читателей школьного возраста детской библиотеки города Слуцка.
Цель исследования - изучить читательские интересы, читательские запросы и пожелания наших юных читателей, не связанные с обучением в школе. И как перспектива - внести в работу с детьми новые прогрессивные формы приобщения к книге, изменение (насколько это возможно и нужно) читательских вкусов и пристрастий посетителей библиотеки.
При изучении читателей - детей нашей библиотеки использованы следующие методы: анализ читательского формуляра, наблюдение, анкетирование.
Полученные данные были проанализированы и обобщены.
На основе анализа были сделаны конкретные предложения по улучшению качества работы с детьми, и тем самым по преодолению кризиса детского чтения.
Вся исследовательская деятельность развернулась на абонементе детской библиотеки, который состоит из трех секторов: дошкольники и младшие школьники по 4-й класс включительно, дети среднего школьного возраста 5-6-ые классы и, наконец, подростки 7–9-х классов. В каждой возрастной группе были распространены анкеты, на вопросы которых отвечал каждый 15-й читатель из общего ряда формуляров. В младшем секторе предлагалось ответить на 23 вопроса анкеты. Дети среднего и старшего школьного возраста отвечали на 28 вопросов. Все данные по итогам анкетирования (в процентах) были отражены в таблице (результаты анкетирования).
Наш книжный дом посещают более 5 000 читателей в год. Наши читатели - дошкольники, школьники, родители, студенты, получающие педагогическое и библиотечное образование, руководители детского чтения. Читатели-школьники составляет 70 % от всего школьного населения города до 15 лет включительно. Почти на протяжении десятилетия библиотека работает по программам «Лето. Книга. Библиотека» и «Особый ребёнок». Ежедневно библиотеку посещают от 90 до 150 человек. И это без учёта посещаемости массовых мероприятий. Цифры на первый взгляд неплохие. Но нас интересовали только личные мотивации посещения библиотеки детьми, а не помощь учебному процессу. И тут картина вырисовалась несколько иная.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Вот такой сложился портрет читателя нашего города и нашего времени. Я думаю, он ничем не отличается от среднестатистического читателя страны в целом. И мы должны принять его таким, каким он есть. И сделать всё, чтобы наш читатель, покинув библиотеку, стал хоть чуть-чуть добрее, более нравственным, более совершенным. А это всё достигается через книгу и, прежде всего, книгу художественную.
С целью приобщения ребёнка к художественному чтению в нашей библиотеке создана долгосрочная программа «Читаем вместе» по поддержке и пропаганде чтения в городе Слуцке на 2008-2012 годы. Цель этого проекта - формирование общественного мнения, что читать необходимо, читать модно, а не читать - стыдно; создание положительного и привлекательного образ библиотеки; увеличение доли юных граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения; продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм, любовь к родному языку.